Подшипники
Что такое подшипник? Классификация подшипников
Подшипник — это техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качание или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции. Подшипники обладают следующими параметрами
- максимальная динамическая и статическая нагрузка
- посадочные размеры
- максимальная скорость
- класс точности
- требования к смазке
- шумы подшипника
- вибрации подшипника
- ресурс подшипника
Автомобильные подшипники
- представлены подшипниками качения
Подшипники общепромышленного назначения делятся на два основных вида:
- подшипники качения
- подшипники скольжения
Подшипники качения
Подшипники качения работают преимущественно на трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения) поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Подшипники качения состоят из двух либо нескольких обойм, тел качения и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.
Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъемность. Однако, предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже, вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
Подшипники качения разделяют
- по форме тел качения
шариковые и роликовые, причем последние могут быть цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а так же бочкообразными, коническими и витыми — пустотелыми; - по направлению воспринимаемой нагрузки
радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил, радиально-упорные — для восприятия радиальных и осевых сил; - по числу рядов тел качения
одно, двух и четырехрядные; - по чувствительности к перекосам
самоустанавливающиеся (позволяют до 3° перекос) и несамоустанавливающиеся
Виды подшипников качения
Шариковые подшипники качения
- шариковые радиальные
- шариковые радиальные самоустанавливающиеся (сферические)
- шариковые радиально-упорные
- шариковые упорные
- шариковые радиальные для корпусных узлов
Роликовые подшипники качения с цилиндрическими роликами
- роликовые радиальные
- роликовые упорные
Роликовые подшипники качения с коническими роликами
- роликовые радиально-упорные (конические)
- роликовые упорные (конические)
Роликовые подшипники качения со сферическими роликами
- роликовые радиальные самоустанавливающиеся (сферические)
- роликовые упорные самоустанавливающиеся (сферические)
Роликовые подшипники качения с игольчатыми роликами
- игольчатые радиальные
- игольчатые упорные
- игольчатые комбинированные
Другие подшипники качения
- роликовые радиальные тороидальные подшипники;
- роликовые радиальные подшипники с витыми роликами;
- шариковые и роликовые опорные ролики;
- комбинированные подшипники;
- опорно-поворотные устройства.
Подшипники скольжения
В подшипнике скольжения трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.
Подшипники скольжения разделяют
- в зависимости от формы подшипникового отверстия: одно- или многоповерхностные, со смещением поверхностей или без, со смещением или без смещения центра
- по направлению восприятия нагрузки: радиальные, осевые (упорные, подпятники), радиально-упорные
- по конструкции: неразъемные, разъемные, встроенные
- по количеству масляных клапанов: с одним клапаном, с несколькими клапанами
- по возможности регулирования: нерегулируемые, регулируемые