Подшипники

Что такое подшипник? Классификация подшипников

Подшипник — это техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качание или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции. Подшипники обладают следующими параметрами

  • максимальная динамическая и статическая нагрузка
  • посадочные размеры
  • максимальная скорость
  • класс точности
  • требования к смазке
  • шумы подшипника
  • вибрации подшипника
  • ресурс подшипника

Автомобильные подшипники

  • представлены подшипниками качения

Подшипники общепромышленного назначения делятся на два основных вида:

  • подшипники качения
  • подшипники скольжения

Подшипники качения

Подшипники качения работают преимущественно на трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения) поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Подшипники качения состоят из двух либо нескольких обойм, тел качения и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъемность. Однако, предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже, вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

Подшипники качения разделяют

  • по форме тел качения
    шариковые и роликовые, причем последние могут быть цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а так же бочкообразными, коническими и витыми — пустотелыми;
  • по направлению воспринимаемой нагрузки
    радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил, радиально-упорные — для восприятия радиальных и осевых сил;
  • по числу рядов тел качения
    одно, двух и четырехрядные;
  • по чувствительности к перекосам
    самоустанавливающиеся (позволяют до 3° перекос) и несамоустанавливающиеся

Виды подшипников качения

Шариковые подшипники качения

  • шариковые радиальные
  • шариковые радиальные самоустанавливающиеся (сферические)
  • шариковые радиально-упорные
  • шариковые упорные
  • шариковые радиальные для корпусных узлов

Роликовые подшипники качения с цилиндрическими роликами

  • роликовые радиальные
  • роликовые упорные

Роликовые подшипники качения с коническими роликами

  • роликовые радиально-упорные (конические)
  • роликовые упорные (конические)

Роликовые подшипники качения со сферическими роликами

  • роликовые радиальные самоустанавливающиеся (сферические)
  • роликовые упорные самоустанавливающиеся (сферические)

Роликовые подшипники качения с игольчатыми роликами

  • игольчатые радиальные
  • игольчатые упорные
  • игольчатые комбинированные

Другие подшипники качения

  • роликовые радиальные тороидальные подшипники;
  • роликовые радиальные подшипники с витыми роликами;
  • шариковые и роликовые опорные ролики;
  • комбинированные подшипники;
  • опорно-поворотные устройства.

Подшипники скольжения

В подшипнике скольжения трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.

Подшипники скольжения разделяют

  • в зависимости от формы подшипникового отверстия: одно- или многоповерхностные, со смещением поверхностей или без, со смещением или без смещения центра
  • по направлению восприятия нагрузки: радиальные, осевые (упорные, подпятники), радиально-упорные
  • по конструкции: неразъемные, разъемные, встроенные
  • по количеству масляных клапанов: с одним клапаном, с несколькими клапанами
  • по возможности регулирования: нерегулируемые, регулируемые